Воскресенье. День рождения воскресного дня Воскресенье – малая Пасха

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Названия дней недели произносятся, не задумываясь, откуда они пошли или почему расположены в такой последовательности.

Принято давно и до нас. Заглянем в исторические хроники и посмотрим, как и откуда появилось воскресенье.

Неделя и воскресенье

До появления христианства семь дней составляли седмицу. Первым в нем шло нынешнее воскресенье. В этот день положено было отдыхать, ничего не делать, поэтому вскоре, исходя из словосочетания переименовали в неделю.


Христианство привнесло в название изменения. Неделя седмицы стала воскресеньем. В основу названия положено слово «въскресити», к которому добавлен суффикс – ени. Именно на этот день недели согласно писаниям приходится воскрешение Иисуса Христа. Религия имела в обществе большой вес, поэтому факт такого переименования вполне логичен. Сама же последовательность из семи дней из седмицы превратилась позже в неделю.

Воскресенье в других языках

Интересно, что название воскресенье существует среди славянских языков лишь в русском. В Беларуси, Польше, Чехии седьмой день обозначается термином «неделя» (грамматика – разная, звучание – очень близкое). В Болгарии используют название седмица.

С религией связано наименование выходного дня во многих языках романской группы. Например, итальянское domenico взяло корень из латинского domenicus – «день Господний». В индийских языках воскресенье называют в честь солнечных божеств Адитьи и Сурьи.

Солнце также присутствует в английском Sunday, преобразованного временем из древнеанглийского sunnandag, что переводится как «день Солнца». Истоки происхождения этого названия заложены в Древнем Египте и Риме, после перекочевали в германские языки.
Воскресенье согласно христианским традициям – это промежуток времени с субботнего вечера до заката солнца дня следующего.

Первый официальный выходной

Римский император Константин: «Постановляю: отдыхать!». Указ правителя Римской Империи гласил несколько иначе, но суть заключалась именно в этом. Первым официальным выходным днем воскресенья стало 7 марта 321 года. История гласит, что сподвигнул на издание указа императора сон: увидел он солнце с крестом и надписью о победе в предстоящей битве. Так и случилось: войско Константина одержало победу. Вспомнил он видение после сражения и издал указ.

В День солнца запрещалось работать государственным учреждениям и рынкам. А вот труд земледельческий под вето не попадал. Феодосий Первый дополнил ограничения спустя полвека: нельзя по выходным требовать уплаты личного либо государственного долга. Феодосий второй запретил устраивать театральные, цирковые представления (425 год). Запрет на физический труд в сельской местности был провозглашен только в 538 году на третьем Синоде, проходившем в Орлеане.

Библейские заповеди и современные реалии

Заглянув в историю еще в более ранние периоды, то можно проследить, что еще до указа Константина о необходимости отдыхать на седьмой день указывала Библия. Сотворив мир за 6 дней, Господь на 7-й день отдыхал и всем велел это делать. Поэтому Библию можно назвать первым кодексом, где прописан выходной. Правда, это четвертая заповедь – о соблюдении дня субботнего, а не воскресного.

Запрет носил абсолютный характер. Евреи, которые были пригнаны в Римскую империю на строительство Колизея, отказывались работать. В итоге было разрешено всю работу делать за 6 дней, а на 7-й отдыхать.

Когда воскресенье стало выходным в России?

Выходным днем воскресенье стало в православной России нескоро. Официальные запреты впервые стали вводиться только в XVII веке. Окончательно закрепилось и того позже: первый всеобщий выходной в воскресенье в Российской империи 14 июля 1897 года .

Международный стандарт ISO 8601 установил: воскресенье – последний день недели. Исключение в США, Израиле и некоторых странах Африки, когда с него начинается неделя, чему есть логическое объяснение – исторические факты, приведенные выше. Документ в первой редакции был принят в 1988 году. При этом стандарт дает не обязательные к исполнению требования, а рекомендует для использования описанные в нем форматы дат и времени. Действующая (третья) редакция принята в 2004 году.

Религиозный след прослеживается как в названии воскресенья воскресеньем, так и в том, что является выходным днем. Воскрес Иисус на третий день после распятия, в честь этого события и день назвали. Господь велел на седьмой день отдыхать. Международным стандартом рекомендовано считать воскресенье последним днем недели.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Спрашивает Юлия
Отвечает Александра Ланц, 15.12.2014


Мир вам, Юлия!

Вам, выросшей на русской семидневной неделе, привычно считать так:

1. понедельник
2. вторник
3. среда
4. четверг
5. пятница
6. суббота
7. воскресенье (этот вроде как седьмой, да?)

Но вы упускаете из виду, что имеете дело с языческим распределением дней.

Давайте попробуем разобраться?

Иисус был распят и воскрес 2 тысячи лет назад . Книги Нового Завета были написаны на греческом языке приблизительно столько же лет назад. Все события, описанные в новозаветных книгах, неразрывно связаны с историей еврейского народа. Именно этому народу Бог доверил хранить свет истины о Нем Самом, именно от этого народа по плоти пришел Господь Иисус. Так вот, чтобы увидеть верный порядок дней, надо помнить, что еврейский народ никогда не давал названия дням Божьей недели, точнее, они дали названия только двум дням: шестой называется днем приготовления, седьмой субботой. Все остальные идут по номерам, соответственно дня Господнего - субботы:

1. Первый день по субботе
2. Второй день по субботе
3. Третий день по субботе
4. Четвертый день по субботе
5. Пятый день по субботе
6. День приготовления к субботе
7. Суббота (она является главной, она - венец всей недели)

Это верный (библейский) порядок следования дней недели.

Далее мы знаем, что когда прошла тысяча лет после распятия и воскресения Господа славы, некие язычники, которых мы сейчас называем древними русичами, решили, что им необходимо принять монотеистическую религию (т.е. религию, которая утверждает, что Бог только один и нет других Богов). Во главе этого движения стоял князь Владимир. Он выбрал христианство. В то время Русь была не только языческая, но еще и без собственной письменности. Дни недели считали так:

1. Неделя (этот день был главным, считался началом)
2. Первый по неделе (понедельник)
3. Второй по неделе (вторник)
4. Середина недели (среда)
5. Четвертый по неделе (четверг)
6. пятый по неделе (пятница)
7. (древнерусское название неизвестно)

Все семь дней назывались не неделей, а седьмицей. Счет вроде бы тот же самый, но главный день другой, не так ли?

Чтобы христианство прочно установилось на Руси, Кирилл и Мефодий придумали алфавит и перевели для древних русичей Псалтырь и одно из Евангелий.

Для того, чтобы закрепить в сознании новоиспеченной христианской страны суть того, что произошло на Голгофском кресте, служители церкви заменили русское название седьмого дня на "субботу" и русское название первого дня на "воскресенье".

Оказалось невозможным избежать слова "суббота", потому что оно в Библии повсюду, а слово "воскресенье" было введено в воспоминание славного воскресения Господа Иисуса, хотя, как вы понимаете, ни у греков, ни тем более у евреев такого слова никогда не было. Оно есть только у русских и появилось через тысячу лет после Голгофских событий.

Теперь, зная все это, давайте восстановим точную картину последних дней Господа Иисуса?

шестой день -пятница - Его распяли
седьмой день - суббота - Он покоится в могиле
первый день - (по-русски, воскресенье) - Он воскрес.

Давайте прочитаем Писание внимательно?


() 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. ...54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.


С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Суббота":

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему дни недели так называются? Т.е. никто не сомневается, что перечислить их с понедельника по воскресенье без труда сможет даже младший школьник, причем сделает это сразу на нескольких языках. Например, на русском, английском и немецком.

А вот объяснить значение дней недели под силу даже не каждому взрослому. Такой вопрос, согласитесь, вполне можно было бы задать знатокам хорошо известной программы «Что? Где? Когда?». Однако далеко не все так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд.

История происхождения слова «неделя»

Для того чтобы объяснить, почему дни недели так называются, стоит все-таки вначале дать определения некоторым общим понятиям.

Привычное для нас слово «неделя» появилось еще до зарождения христианской веры. Так называли воскресный день, который был в те времена первым днем недели. Это уже позже он стал завершающим. По мнению специалистов, первоначально неделя называлась седмицей. Само слово произошло от сочетания «не делать», то есть проводить время в отдыхе. В итоге самый «ленивый» день недели стал последним. И это правильно, для того чтобы отдыхать, нужно вначале изрядно устать, а значит, поработать.

В наше время неделю начинает понедельник, признанный Международной организацией ИСО, занимающейся выпуском стандартов.

Понедельник - день тяжелый

О том, почему названия дней недели именно такие, существует масса легенд и сказок у любого народа.

Однако давайте все же углубимся в историю и попытаемся найти более рациональное объяснение.

Название «понедельник» произошло от словосочетания «после недели». Это первый день, следующий за воскресеньем, которое в древние времена называлось неделей. является понедель-, и образовано оно суффиксальным способом с присоединением -.

День второй - вторник

Следующим днем является вторник. Присмотревшись внимательно к слову, несложно догадаться о том, как оно было некогда образовано. Слово состоит из корня втор-, то есть второй по порядку от начала недели, и суффикса -ник-.

А вот и середина

Название «среда» также имеет старославянское происхождение и общее значение со словами «середина» и «сердце». Интересно, что среда считается серединой недели только тогда, когда отсчет недели начинается с воскресенья. В наше время этот день не особо соответствует своему названию, так как неделя стартует с понедельника. Кстати, факты свидетельствуют, что в древние времена среда имела название «третейник».

Четверг

В некоторых языках, не только в русском, день между вторником и четвергом означает середину. Отдельные ученые даже утверждают, что изначально неделя состояла из пяти дней, но под воздействием христианской церкви затем прибавилось еще два дня.

Четвертый день после воскресенья образовался от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое также при помощи суффиксального способа произошло от слова «четвертый».

Постепенно этот день недели стал называться четвергом.

Пятница - скоро отоспимся

С пятым днем после воскресенья немного сложнее. Это наименование тоже появилось от порядкового номера «пять», но получил свое название пятый день в честь славянской богини Пятницы, которая имела к нему прямое отношение до Именно поэтому именуется он «пятница», а не «пятник» или «пятак».

Наконец суббота!

Рассказать, почему дни недели так называются, не упомянув первый день уикенда, попросту невозможно.

Субботний день берет свое начало от греческого слова sabbaton, которое появилось благодаря древнееврейскому наречию. Еврейское слово sabbath (шаббат) означает «день покоя и радости», когда нужно воздержаться от любой работы.

Само название «суббота» пришло из старославянского языка. Интересно, что слова «суббота» и «шабаш» являются однокоренными. В большинстве языков название этого дня недели имеет общее происхождение от еврейского слова «шаббат». Появление христианского богословия оказало большое влияние на лексикон многих языков.

Воскресенье - венец недели

Название «воскресенье» появилось после прихода на территорию Руси христианства и заменило слово «неделя». Оно является производным от слова «въскресити» и образовано путем присоединения суффикса -ени-. Согласно Священному Писанию, именно в этот день недели воскрес Иисус Христос.

А нужны ли дни недели для детей

Понять и осмыслить все вышеперечисленное для взрослых не составит никаких проблем. Но как же быть с малышами? Ведь именно они, согласитесь, склонны задавать огромное количество уточняющих вопросов, отвертеться от которых порою попросту невозможно.

В самом начале ребенку необходимо объяснить, что в неделе семь дней, каждый из которых имеет определенное название. Первые пять дней являются рабочими, когда взрослые трудятся, а дети посещают детский сад или школу. К выходным дням относятся суббота и воскресенье. В эти дни все отдыхают.

После этого, по мнению специалистов, уже можно приступать к изучению временных понятий (сегодня, завтра, вчера). Для более легкого восприятия этой темы нужно разобрать с ребенком конкретные примеры. Например, рассказать о том, что произошло вчера или будет завтра.

Скорее всего, любопытное чадо непременно захочет узнать, почему дни недели так называются. Можно попробовать рассказать ему, выделив самое главное в общем потоке информации. И лучше, кстати, делать это дозировано, т.к. такой объем достаточно сложных новых фактов вряд ли запомнится с первого раза.

Научившись распознавать дни недели, ребенок сможет в дальнейшем планировать и управлять своим временем, станет более самостоятельным и организованным. Любой интерес с его стороны должен поощряться родителями. Ребенку важно понимать, какой наступил день недели и что в этот день будет происходить.

Названия дней недели используются в повседневной жизни очень часто. Поэтому ребенок слышит эти слова с самого раннего возраста, не понимая еще их смысла, но уже он начинает запоминать эту информацию и привыкать к ней. Следует акцентировать внимание ребенка на важных для семьи торжественные мероприятия, приезд близких родственников и т.д. Обсуждение этих дат в кругу семьи способствует развитию и обучению ребенка. Так легче воспринимается новая информация.

Существует достаточно много способов, помогающих запомнить названия дней недели. Вот наиболее простые из них:

  • Можно нарисовать простой календарь, где будут указаны все дни недели, повесить его на самом видном месте. Ребенку будет интересно рассматривать и вместе с взрослым обсуждать каждый день недели. Для большего разнообразия можно писать возле каждого дня произошедшие за день события.
  • Быстрее выучить эти названия помогут простые стишки, которые следует постоянно повторять с маленьким ребенком. Вначале ему будет сложно, но со временем малыш запомнит их и научится самостоятельно различать.
  • Изготовление несложных графиков и табличек, в которых будут отражаться планируемые события, а также совместные разговоры о будущих семейных планах. Все это позволит поближе познакомиться ребенку с понятием «дни недели».

Наберитесь терпения, ведь это довольно сложный процесс для маленького ребенка. Только при постоянных занятиях и повторении он сможет разобраться этих слов и не путаться в их порядке.

В нашей повседневности есть много привычных вещей, о значении которых мы не задумываемся. Например, мало кто знает, почему дни недели так называют, или почему неделя длится 7 дней, а не, к примеру, 20 дней. Специально для любознательных читателей мы подготовили статью, в которой есть ответы на данную тематику.

План статьи:

Почему неделя длится 7 дней?

Семидневный цикл и первоначальное название дней недели пришло к нам от Месопотамии. Вавилонские астрологи считали, что человеческая жизнь испытывает на себе влияние семи небесных тел, которые, как они были уверены, перемещаются вокруг неподвижной Земли: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна (в древности – Уран, Нептун и Плутон). Эта вера позволила присвоить каждый день отдельной планете, в результате чего получился семидневный цикл. К тому же, число 7 в Месопотамии считалось символом процветания. Так как вавилоняне считали, что каждое небесное тело управляет своим днем недели, они присвоили каждому отдельному дню соответствующее имя на основе названий этих планет, либо вавилонских божеств.

В результате завоеваний Александра Македонского эти верования стали распространяться через Ближний Восток в Средиземноморье. Со временем идея ввести дни недели прижилась в Древней Греции и Риме. Первоначально она, вероятно, ограничивалась кругом астрологов, которые должны были как-то фиксировать временные промежутки. Но позже римляне заменили вавилонские имена соответствующими названиями божеств из своей мифологии. Система дней недели приобрела популярность, и в 321 г. н.э. была официально признана римским императором Константином Великим. Первым днем недели было воскресенье (лат. dies Solis) – день отдыха и поклонения Солнцу.

Кстати, ученые признают, что семидневный цикл наиболее соответствует жизненному ритму человека. Это значит, что, если бы неделя длилась дольше, человеческий организм не мог бы полноценно отдыхать или работать.

Названия дней недели в русском языке

Имена дней недели в нашем языке, как и в большинстве славянских языков, получены с момента начала христианизации славян миссионерами в седьмом веке нашей эры. Эти названия произошли не от планет (в отличие от романских языков), а были созданы численным образом. То есть, дни недели считались в порядке с воскресенья (первый, второй, третий день, и т.д.).

Воскресенье

Вначале воскресенье было первым днем недели, и на древнерусском языке оно называлось словом «ньделъ», и обозначало день, в который «ничего не делают», то есть, отдыхают. Поэтому весь семидневный цикл назывался словом «неделя» (по аналогии с названием первого дня этого цикла).

Позже в русском языке слово «ньдьлъ» заменили словом «воскресенье», так как в день после субботы, согласно христианской вере, воскрес Иисус Христос. Но в большинстве славянских языков этот день недели до сих пор сохранил старое название – например, в украинском языке «неділя», в белорусском – «нядзеля», в сербском – «недеља».

Понедельник

Понедельник буквально означает день, который наступает после воскресенья. Как мы писали выше, воскресенье у славян называлось словом «неделя», а это значит, что день после этого дня именовался фразой «после недели». Со временем для облегчения произношения два слова слились в одно, и стали именем существительным – так появился понедельник.

Вторник

Вторник является вторым днем после воскресенья (от праславянского слова «vtorŭ» – «вторый»). Так же, как и в случае с понедельником, это обозначение стало именем существительным мужского пола.

Среда

Название происходит от слова “середина”, и означает средний день недели. Для облегчения произношения произошла ассимиляция звуков: середина~средина~среда.

Однако, есть и другая версия этого названия. По мнению некоторых ученых-лигвистов, происхождение этого слова берет начало в старом немецком языке, где слово «środek» означало «центр» (в нашем случае – центр недели).

Четверг

Название этого дня недели происходит от числа «четыре» и означает четвертый день после воскресенья.

Пятница


Тут тоже все просто: слово «пятница» произошло от числа «пять» и означает пятый день после воскресенья. Но почему этот день недели женского рода? Этимологи утверждают, что корни нужно искать в языческих верованиях славян, когда пятница была днем прославления женского божества Макоши. Кстати, у древних греков пятница связана с Венерой – покровительницей женщин и семейного очага. Это говорит о том, что в разных культурах традиции и мировоззрения имеют тесную взаимосвязь.

Суббота

Название происходит от слова «шабат» – праздничного дня отдыха, который отмечается последователями иудаизма и некоторых христианских церквей. Этот праздник длится от заката пятницы до заката субботы.

Так почему было принято решение назвать дни недели в порядке их следования после воскресенья? Дело в том, что с приходом христианства языческие названия дней недели необходимо было заменить, ведь того требовала новая религия. Слова, которые использовались в западноевропейских языках, были трудно переводимыми, так как они тоже образованы от мифологических божеств. Поэтому святой Мефодий решил придумать простые названия дней недели, опираясь на порядковые числа. Эти слова легко запомнились славянами и прочно вошли в повседневный обиход.

dies Dominicus ).

У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта . В Древнем Риме название воскресенья - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является калькой греческого heméra helíou . Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам .

Английское наименование воскресенья Sunday возникло до 1250 года из слова sunedai , которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»). Название родственно другим германским языкам , включая древнефризское sunnandei , древнесаксонское sunnundag , средневековое голландское sonnendach (на современном голландском - zondag ), древневерхненемецкое sunnun tag (на современном немецком Sonntag ), древнеисландское sunnudagr (в современных датском и норвежском - søndag , в шведском - söndag ).

Согласно иудейскому и христианскому календарю, основанному на Библии , воскресенье считается первым днём недели, следующим за «днём седьмым», субботой (Исх. ). В Римской империи первый христианский император Константин в г. назначил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения.

В результате во многих языках отражён статус воскресенья как «дня первого». В греческом , названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга - Δευτέρα, Τρίτη, Τετάρτη и Πέμπτη соответственно, и означают «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Это предполагает, что день воскресный когда-то считался как Πρώτη, то есть, «начало». Современное греческое название воскресенья - Κυριακή (Кирьяки), означает «День Господень», от слова Κύριος (Кириос) - «Господь».

Сходно именуются дни недели во вьетнамском языке : «Th ứ Hai» (понедельник - «второй день»), «Th ứ Ba» (третий день), «Th ứ Tư» (четвертый день), «Th ứ Năm» (пятый день), «Th ứ Sáu» (шестой день), «Th ứ Bảy» (седьмой день). Воскресенье называют «Ch ủ Nhật», что является искажённой формой «Chúa Nhật» и означает «День Бога». В устной традиции на юге Вьетнама и в церкви используется старая, первоначальная, форма слова.

Та же схема для обозначения дней недели применяется в португальском (взятом из церковной латыни). Понедельник - «segunda-feira», что означает «второй день» (и т. д.), воскресенье («domingo») - «День Господень» отсчитывается в данной цепочке как первый день.

В некоторых консервативных христианских семьях в воскресенье считается грехом работать самому или делать что-либо, требующее чьей-то иной работы (например, покупать товары). Исключение составляет только деятельность служб, обеспечивающих поддержание постоянной жизнедеятельности - жилищно-коммунальных служб, больниц. Это, однако, больше характерно для стран Запада, но не России.

Христианский взгляд на воскресный отдых закрепился в слове для обозначения воскресенья в чешском , польском , словенском , хорватском , сербском , украинский и белорусском («neděle», «niedziela», «nedelja», «недеља», «неділя» и «нядзеля» соответственно) означает день покоя, «ничегонеделанья».

Согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы и оканчивается с закатом солнца в воскресенье.

Воскресенье считалось священным днём в митраизме .

История воскресной традиции в христианстве

«Воскресение Христово» - центральное событие Евангелия, давшее название дню на русском языке (Бернард Плокгорст)

В Новом Завете, в 1 послании Коринфянам (16:2) апостол Павел советует собирать в «первый день» недели пожертвования на общинные нужды.

Уже во II веке «κυριακὴ ἡμέρα» (день Господень) является обычным наименованием воскресенья

Древние римляне традиционно использовали восьмидневный недельный цикл , связанный с рынком, но во времена Октавиана Августа , в употребление также вошла семидневная неделя. Эти два цикла применялись параллельно, по меньшей мере ещё в середине IV века, когда жил составитель Хронографа 354 года . 7 марта 321 года Константин I , первый христианский император Рима по религиозным причинам издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи, правда земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и винограднике. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Церковные авторы IV-V вв. объясняли воскресный отдых святостью дня как такового . 31-е правило III Орлеанского Собора (538) и 1-е правило II Масонского Собора (581-583 гг.) подтвердило святость воскресного дня. Эти решение легли в основание официальной позиции Римско-католическом церкви , так что в католических катехизисах 4-я заповедь Декалога обыкновенно передаётся с заменой слова «суббота» на «воскресенье» . Лев III Исавр (717-749 гг.) также стремился перенести на христианское воскресенье весь ригоризм еврейской субботы.

Воскресенье считалось днём радости и поэтому церковные каноны запрещали в этот день строгий пост, глубокий траур и молитву на коленях. Вопрос о недопустимости совершения по воскресеньям заупокойных служб явился одной из главных причин для появления на Афоне движения колливадов в XVIII веке.

Становление воскресного трудового законодательства

Вавилоняне, по-видимому, первыми официально ввели семидневную неделю с одним днем покоя, который население должно было посвящать исполнению своих религиозных обязанностей и физическому покою. В Моисеевом законодательстве приводятся точные постановления о дне субботнего покоя. Сохранив деление недели на 7 дней, ортодоксальное христианство перенесло день покоя с субботы на воскресенье . С XX века и в настоящее время преобладающей является так называемая «английская неделя» с двумя нерабочими днями - субботой и воскресеньем.

Нечто аналогичное было и на Западе. Интересы городских рабочих охранялись в этом отношении средневековым цеховым устройством. Но, начиная с конца XVIII века, когда все больше и больше распространяется теория полного невмешательства государственной власти в отношения между работодателями и рабочими, рабочие приобрели личную независимость и попали в кабалу экономическую, что выразилось необыкновенным обременением их работой не только в непраздничные дни, но и по воскресеньям. Употребление рабочих сил зачастую стало совершаться в прямой ущерб физической и умственной силе, нравственности и семейному союзу. Законодательство снова вступилось за рабочих, и одной из задач его являлось стремление обеспечить рабочим воскресный отдых. Противники ограничения так называемой свободы труда пытались утверждать, что прекращение промышленной работы по воскресеньям должно уменьшить народное богатство. Этот аргумент был признан совершенно неосновательным, так как, во-первых, цель производительной деятельности не есть накопление богатства, а общее благосостояние населения, подрываемое воскресным трудом; во-вторых, вполне доказано, что с установлением отдыха возрастают энергия, внимание и интерес к труду. Еще Маколей сделал следующее замечание о воскресном отдыхе: «Этот день не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин, та машина, без которой ничтожны все изобретения Ватта и Аркрайта - человек». Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в 1861 году в Женеве и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. 22 и 23 декабря 1886 года депутаты от различных стран съехались в Брюссель и обсуждали вопрос с трех точек зрения: с общей, церковной и промышленно-технической. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения, как для отдельных лиц, так и для целого государства. Докладчик Серезоль из Веве доказывал, что воскресный отдых есть не только физическая и нравственная необходимость, но и право каждого. Конференция высказалась в том смысле, что воскресный день наиболее удобен как день для отдыха, и для рабочих, и для предпринимателей, и что в большинстве отраслей промышленности установление дня покоя вполне возможно; когда нет возможности устроить день отдыха в воскресенье, для этого нужно избрать другой день недели; необходимо также установить, чтобы расчеты с рабочими отнюдь не происходили в субботу и воскресенье. Относительно почтово-телеграфной службы были высказаны следующие пожелания:

Относительно железнодорожного движения пожелания сводились к следующему:

Вопрос о воскресном отдыхе к концу XIX века настолько назрел, что берлинская рабочая международная конференция 1890 года выбрала для обсуждения этого предмета особую комиссию, которая состояла из представителей Германии , Австрии , Венгрии , Бельгии , Дании , Франции , Великобритании , Италии , Люксембурга , Нидерландов , Португалии , Швейцарии и Швеции . Доклад комиссии рассматривался в пяти заседаниях, под председательством архиепископа доктора Коппа. Комиссия пришла к следующим результатам:

С наибольшей строгостью соблюдался воскресный день в викторианской Англии, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни получить его и где приезжий в конце XIX века рисковал остаться голодным, потому что, кроме кабаков, все рестораны и съестные лавки были закрыты. В Англии воскресный труд был совершенно воспрещен, за исключением случаев благотворения и не терпящих отлагательства. В основании всего фабричного законодательства лежит фабричный акт 1878 года, который несколько расширял понятие воскресного отдыха, распространяя его на некоторую часть субботнего дня. По отношению к подросткам и женщинам период занятий по субботам на фабриках, обрабатывающих волокнистые вещества, не должен был продолжаться долее 1,5 часов дня. Время работы детей по субботам на тех же фабриках должно быть то же, как и для подростков; но ребенок не мог быть употребляем на работы две субботы подряд и вообще в субботу той недели, когда он в какой-либо другой день был занят более пяти с половиной часов. Период занятий на фабриках, обрабатывающих не волокнистые вещества, был несколько больше: он оканчивается обыкновенно в четыре часа дня. Дети по субботам не должны быть заняты работой раньше первого часа пополудни, если в какой-нибудь другой день недели они были заняты раньше этого часа или позже первого часа, если в другой день той же недели они были заняты после этого часа. Чтобы занятие какой-либо работой по воскресеньям детей, подростков и женщин, принадлежащих к иудейскому вероисповеданию, не влекло за собой никакого штрафа, требовалось:

Русское законодательство в XIX веке не содержало в себе общего воспрещения воскресной работы, а потому в особенности на фабриках, в горном, рудокопном и торговом деле воскресная работа не была редкостью. Имелись, впрочем, некоторые разрозненные постановления по этому поводу в разных отделах российского Свода Законов. Так, Городское положение (статья 2050 тома II, часть I, издание 1887 года) давало думам право издавать обязательные постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни. В «Уставе о промышленности» имелись постановления о работе ремесленников и малолетних рабочих; статья 152 «Ремесленного устава» гласила: «ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды» . Мастерам-евреям дозволялось работать и в эти дни, но с тем условием, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера же из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни, когда последним, по их закону, работать не дозволяется, но они, вместо того, могли употреблять евреев в работы по христианским праздникам и воскресеньям. На основании того же Устава евреи-мастера, получившие от ремесленной управы разрешение держать малолетних учеников из христиан, должны были отправлять этих учеников по воскресеньям в церковь: наблюдение за этим возлагалось на особенную обязанность ремесленных голов (статья 112). Все эти постановления, однако, почти не исполнялись на практике. В 1882 году в губерниях постоянной оседлости евреев, им было воспрещено производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые праздники . Законом 1 июня 1882 года работа по воскресным и высокоторжественным дням для малолетних до 15 лет воспрещалась; тем же законом учреждалась фабричная инспекция, долженствующая наблюдать за выполнением законов о работах на фабриках. По закону 24 февраля 1890 года абсолютное воспрещение получило условный характер. Главному фабричному инспектору предоставлялось разрешать, по представлениям местных чинов фабричной инспекции, работу малолетних, в возрасте от 12 и до 15 лет, в те воскресные и «высокоторжественные» дни, в которые на фабрике, заводе или мануфактуре производятся работы взрослыми рабочими. Тот же закон 1890 года временно, на три года, распространял правила о работе и обучении малолетних (а следовательно, и воскресной работе) также на те ремесленные заведения, к которым применение их будет признано полезным. Нарушители закона подлежали аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. Положение о найме на сельские работы 11 июня 1886 года не предусматривало вопроса о воскресном труде.

В связи с падением производства 1 сентября 1931 года установлена общая шестидневная неделя с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта.

В большинстве стран мира воскресенье является официальным выходным днём. В частности это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых странах, где официальной религией является ислам, а также в Израиле , воскресенье является обычным рабочим днём.

Культурные традиции воскресенья

В странах с христианской исторической традицией и находящимся под культурным влиянием Запада, в воскресенье закрыты большинство правительственных учреждений. Частные фирмы и магазины в воскресенье также закрываются раньше, чем в другие дни недели.

В России парламентские и президентские выборы приурочены к воскресенью. Национальные и региональные выборы в Бельгии и Перу всегда проводятся в воскресенье.

Воскресный выпуск многих американских и британских ежедневных газет часто включает цветные комиксы , журнал -приложение, и секцию купонов ; или имеется «дочерняя газета», которая издаётся только по воскресеньям.

Чемпионат мира по автогонкам Формула-1 всегда проводятся по воскресеньям независимо от страны.

Воскресенье как мифический персонаж

Воскресенье (под именем Неделя) иногда олицетворяется в народных сказаниях; так украинцы описывали его в виде молодой красивой женщины. Встречается часто в славянских и немецких сказках. Здесь воскресение является под названием святой Недельки и святой Анастасии. Святая Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это было особенно популярно в Сербии , где думали, что «Неделя» есть святая жена, а «святая Петка (образ пятницы)» - её мать. В Болгарии ассоциировалась со святой Кириакией Никомедийской . Насколько поверье древнее, видно хотя бы из Паисиевского сборника в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Иисуса Христа .

Неделя сурово наказывает тех, кто работает по воскресеньям, особенно ткущих женщин, так, по преданию, одной из них в наказание она отрезала пальцы. Впрочем, если обстоятельства вынуждают к работе, то, в случае если у Бога попросят прощения, Неделя может даже помочь в нужде .

События, связанные с воскресеньем

  • Согласно Евангелию, в этот день произошли важнейшие события в священной истории: Вход Господень в Иерусалим , Воскресение Христово , Схождение Святого Духа на Апостолов .
  • Сочетание Кровавое воскресенье относится к любому из нескольких исторических бедствий, которые происходили по воскресеньям.
  • Холодное воскресенье - метеорологическим случай, имевший место 17 января 1982 года, когда беспрецедентно морозный воздух, опустил температуру в Канаде и США до небывалых в истории наблюдений рекордно низких уровней.

Воскресенье в именах и названиях

См. также

Примечания

  1. Русский этимологический словарь - Воскресенье
  2. Русский этимологический словарь - Воскресать
  3. Русский этимологический словарь - Кресало
  4. Коношские ведомости, Неделя - "не делать"
  5. Barnhart (1995:778).
  6. Plin. Sen. Natur. hist. 2. 22; Censorin. De die natali. 13; Dio Cassius. Hist. Rom. 37. 18-19.
  7. Православная Онлайн Энциклопедия, «Воскресенье»
  8. Orig. Contr. Cels. 6. 22; ср.: Euseb. Praep. Evang. 5. 14
  9. Загадки про время
  10. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452 , Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  11. James Gibbons. The Faith of Our Fathers (англ.)
  12. Aquinas Thomas. Summa Theologicae. New York, 1947, II, 0, 122 Art. 4. P.1702. (англ.)
  13. Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90
  14. «Mithraism» in the Catholic Encyclopedia (англ.)
  15. Ign. Ep. ad. Magn. 9. 1; Acta Petri (Actus Vercellenses) 29-30 и др.